Изначально принцип маржинальной торговли был связан с операциями на товарных рынках. В XIX веке товарные биржи были рынками, на которых осуществлялась оплата торговых сделок наличными средствами. Посредниками на этих рынках являлись брокеры, которые предоставляли услуги по осуществлению сделок, переводу денег и ведению счетов. При ведении счетов брокеры использовали особый метод учета, который получил название "кольцевого". Этот метод позволял осуществлять расчеты между клиентами при многократной перепродаже товара наиболее эффективным способом. [1]
Кольцевой метод расчетов действовал на товарных рынках примерно до 20-х годов ХХ века, пока он еще мог удовлетворять нужды рынков. Метод предполагал, что члены биржи, заключающие сделки, выполняют свои обязательство по этим контрактам, как непосредственные участники договора. Они несли всю ответственность за выполнение обязательств по сделкам. При такой системе расчетов у клиентов было преимущество в том, что отсутствовала необходимость внесения собственных средств в качестве финансовой гарантии выполнения биржевого контракта, и это удешевляло для них биржевую торговлю.
Прежний порядок расчетов был предпочтительнее для того этапа биржевой торговли, когда основная часть сделок носила чисто торговый характер, т.е. за покупкой и продажей контрактов, стояла реальная потребность в товаре или сам товар. При этом члены биржи должны были иметь крупные финансовые средства, чтобы в любых случаях гарантировать выполнение обязательств.
На современных биржах велик объем спекулятивных операций. В некоторых экономических ситуациях объем спекулятивных операций резко возрастает, что может вести к неплатежеспособности клиентов, а за ними и остальных членов биржи. Рост объема маржинальных операций и увеличение связанных с ним рисков, привели к появлению клиринговой системы расчетов по сделкам.
Основой клиринговых расчетов является система депозитов или гарантийных взносов, которые требуются от участников маржинальных операций. В биржевой практике такие депозиты получили название маржи.
Для брокерских компаний маржинальная торговля является исключительно привлекательным инструментом, позволяет расширить спектр предоставляемых услуг и существенно повысить свою доходность за счёт кредитования сделок клиентов.
Брокер вправе предоставлять клиенту в заем денежные средства и/или ценные бумаги для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг при условии предоставления клиентом обеспечения способом, предусмотренным настоящим пунктом. Сделки, совершаемые с использованием денежных средств и/или ценных бумаг, переданных брокером в заем, именуются маржинальными сделками.
Система работы через дилинговую (брокерскую) компанию с предоставлением кредитного плеча получила названия "маржинальной торговли".
В российской практике рассматриваемые операции могут носить различные названия: фондовые покупки в кредит, сделки с неполным покрытием, покупка ценных бумаг с «плечом», сделки маржинальной торговли.
Термин «плечо» в маржинальной торговле употребляется не случайно. Известно, что с помощью рычага («плеча») можно сдвинуть малой силой тяжелый предмет, который без такого рычага сдвинуть было бы невозможно. Принцип работы маржинального кредитования аналогичен: финансовый результат операций увеличивается за счет использования финансового «рычага» – совершив сделку с использованием займа, можно получить значительно больший доход, чем доход, который был бы получен при использовании только своих собственных средств. Этот вид сделок пользуется большой популярностью, поскольку позволяет зарабатывать даже на небольших колебаниях рынка, а на значительных колебаниях рынка доходы клиентов увеличиваются в несколько раз.
Маржинальной торговле присущи многие привлекательные черты:
- снижение финансового порога доступа на фондовый рынок для широкой массы мелких и средних инвесторов;
- высокая потенциальная доходность операций даже на коротком временном интервале за счёт эффекта «финансового плеча»;
Еще по теме:
Страхование. Экономическая роль. Термины и определения
Страховое дело — один из важнейших экономических институтов, который существовал в разных экономических формациях, но наиболее полно реализуется в условиях рынка. Мировая практика подтверждает, что в условиях рынка повышается вероятность возникновения рисковых ситуаций, а, следовательно, возрастает ...
Макроэкономический взгляд на организацию карточных платежных систем
В 1958 Bank of America выпустил сине-бело-золотую карту BankAmericard. C ростом национальной популярности карт банка BankAmerica для их поддержки была учреждена отдельная организация «BankAmericard Service Corporation», в которой сосредоточились все операции с карточками «BankAmericard» и которая н ...
Порядок выпуска и обращения коммерческими банками сертификатов
К другим ценным бумагам, эмитируемым коммерческими банками, относятся депозитные и сберегательные сертификаты. [6, с.179] Сберегательный (депозитный) сертификат является ценной бумагой, удостоверяющей сумму вклада, внесенного в кредитную организацию, и права вкладчика (держателя сертификата) на пол ...