Сталкиваясь с необходимостью осуществления большого многообразия функций, банки включают в штат различных специалистов с инженерным образованием, которые могли бы квалифицированно оценить различные проекты, проводить инженерно-экономическую экспертизу и контрольные обмеры, специалистов, имеющих опыт в оценке недвижимости и др.
Структуры, ориентированные на различные группы потребителей. При таком способе построения банка акцент делается на нуждах целевых потребителей услуг. Банк сосредотачивает основное внимание на определенных группах клиентов. Все предоставляемые банком услуги концентрируются в отдельных подразделениях, предоставляются банковских услуг и обслуживающих конкретные группы потребителей. Например, услуги розничным клиентам управлениями персональных инвестиционного менеджмента; услуги клиентам оптового рынка - управлениями операций на рынке капиталов и обслуживания корпораций.
Необходимо специально выделить организационные модели банков, специализирующиеся на обслуживании оптовых клиентов. В мировой практике получили распространение шесть моделей, в соответствии с которыми организуются банки, занимающиеся обслуживанием клиентов-корпораций:
- Модель на базе управляющего отделением, Здесь делается акцент на ответственности управляющего за обслуживание корпоративных клиентов в рамках географического региона своей деятельности.
- Модель на базе отделений, обслуживающие головные корпорации. Подобные отделения специально создаются для работы с головными корпорациями и имеют расширенные права в области оказания услуг и, в частности, предоставления кредитов.
- Модель на базе служащих, отвечающих за ведение счетов. Она предполагает ответственность конкретных служащих за полное обслуживание отдельных корпоративных счетов. За одним служащим может закрепляться даже несколько сравнительно небольших корпораций, а за обслуживание крупных клиентов, как правило, отвечают несколько банковских работников, из которых один главный. Такая модель на практике обеспечивает максимальный учет всех запросов корпоративных клиентов и поэтому быстро завоевала популярность во многих европейских банках. Однако из-за высоких затрат на содержание большого штага работников в круг клиентов, обслуживаемых с помощью данной системы, обычно включаются крупные предприятия, приносящие банку солидную прибыль.
- Модель на базе менеджера по продуктам. Такая модель позволяет значительно расширить спектр предлагаемых услуг и распространяется даже на системные продукты. В обязанности менеджеров по продуктам входят разработка планов маркетинга по продуктам, обеспечение постоянного расширения перечня предлагаемых услуг и работа по увеличению сбыта нессудных продуктов.
- Модель на базе менеджера по связям с общественностью. Это усовершенствованный вариант модели на базе служащих, отвечающих за ведение счетов. Менеджер по связям с общественностью выполняет функции связующего звена между банком и наделен полномочиями выступать от имени банка. Через него осуществляются все операции.
- Смешанные модели. Перечисленные модели постоянно совершенствуются и модифицируются, что приводит к возникновению смешанных моделей. В них сочетаются наиболее подходящие в данных рыночных условиях свойства других известных моделей. Это позволяет улучшить качество других корпоративных счетов, расширить набор оказываемых услуг и увеличить объем операций.
Если для деятельности банка характерен широкий охват различных регионов, то в ее основу может быть положен принцип региональной организационной структуры. В этом случае вся работа банка строится через сеть отделений, предлагающих свои услуги клиентам в различных регионах. Чтобы задача выполнялась успешно, необходимо хорошее знание характерных особенностей различных регионов, клиентов, которых банк обслуживает.
Еще по теме:
Экспресс-анализ кредитной истории предприятия
Решая вопрос о кредитоспособности предприятия, т.е. о целесообразности предоставления ему денежного кредита, кредитный инспектор банка прежде всего должен выяснить, какова кредитная история предполагаемого заемщика. Для этого необходимо выяснить, как часто и в каких объемах данное предприятие уже п ...
Методика Банка России по оценке финансового состояния банков, используемой
в контрольно-надзорной деятельности
Методика оценки финансового состояния регламентируется Указанием Банка России от 30.04.2008 №2005-У «Об оценке экономического положения банков». Для методики Центрального банка характерной чертой выступает то, что цель анализа в данном случае – обнаружение финансово нестабильных, проблемных банков ...
Денежно-кредитная политика Национального Банка Республики Казахстан в
условиях реформы
До провозглашения республикой суверенитета денежно-кредитная политика страны строилась на основе строго централизованной планово-распределительной системы, которая носила целевой характер и диктовалась из центра - Москвы. Естественно, что предложение денег (кредитных ресурсов) и их распределение по ...