рационализация и оптимизация условий и норм пенсионного обеспечения на основе перераспределения и улучшения использования имеющихся средств;
введение механизмов, стимулирующих "зарабатывание" пенсии и обеспечивающих гарантии ее получения;
сохранение прав, приобретенных по действующей пенсионной системе.
Для достижения целей пенсионной реформы необходимо решение ряда непростых задач, а именно:
определить круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию (т.е. тех лиц, которыми или за которых уплачивались страховые взносы);
установить фактический возраст выхода на пенсию (здесь предполагается постепенное повышение пенсионного возраста, а также стимулирование более позднего обращения за назначением пенсии после приобретения на нее права);
упорядочить систему досрочного пенсионного обеспечения, в том числе и по условиям труда;
скорректировать подходы к выплате пенсий в период работы;
выработать критерии определения размеров пенсий и механизм их исчисления, приближенные к требованиям, вытекающим из принципов социального страхования;
ввести страховые механизмы осуществления процесса пенсионного обеспечения.
Новая система пенсионного обеспечения будет включать в себя не только изменение условий и норм пенсионного обеспечения, но и страховой механизм его осуществления. Основой этого механизма должен стать индивидуальный (персонифицированный) учет страховых взносов и приобретенных страховых прав, предназначенный для справедливого измерения вклада каждого конкретного человека в пенсионную систему в зависимости от уплаты страховых взносов.
В прогнозируемом периоде предусматривается:
укрепление страховых принципов пенсионного обеспечения;
установление тесной связи между размером пенсии и величиной уплаченных страховых взносов посредством введения условно-накопительного компонента;
рост реальной средней пенсии по возрасту в 2006-2010 гг. должен быть сопоставим с темпами роста реальной заработной платы и реальных денежных доходов населения. Индекс изменения средней пенсии по возрасту в 2010 г. по отношению к 2005 г. должен составить 1,4-1,7 раза;
минимальный размер пенсии по возрасту превысит прожиточный минимум пенсионера.
Серьезным экономическим фактором, сказывающимся на финансовых возможностях Фонда социальной защиты населения и, соответственно, на уровне пенсионного обеспечения, является сокращение численности занятых в экономике. В связи с процессами реструктуризации экономики за период с 1990 года в республике численность занятых снизилась на 13,2% при росте числа пенсионеров за этот период на 12,2%. Сегодня на 100 пенсионеров приходится 165 занятых, в то время как в 1990 году это соотношение составляло 100 к 218.
На уровне доходности Фонда социальной защиты населения сказывается также изменение структуры денежных доходов населения: удельный вес оплаты труда (а именно она является базой для начисления страховых взносов, за счет которых выплачиваются пенсии) снизился почти на четверть. В то же время в структуре доходов населения доля поступлений из финансовой системы, доходов от собственности, предпринимательской деятельности и других увеличилась.
Имеются проблемы и с задолженностью субъектов хозяйствования по уплате страховых взносов. Наибольший удельный вес в просроченной задолженности занимают долги предприятий Министерства промышленности и Министерства сельского хозяйства и продовольствия (соответственно 45% и 36%).
Еще по теме:
Порядок ведения учета кредитов и займов
Правовые основы кредитных операций установлены гл. 42 "Заем и кредит" Гражданского кодекса РФ [1]. Порядок осуществления операций по предоставлению (размещению) банками денежных средств клиентов, а также бухгалтерского учета кредитных операций установлен Положением Банка России от 31.08.1 ...
Исторический аспект
Первые отечественные страховые организации в России возникли в XVIII веке. Правительство предоставляло частным страховым обществам монопольное право ведения страховых операций. Основными видами имущественного страхования были огневые и транспортные. От огня страховались помещичьи и кулацкие хозяйст ...
Страхование вкладов физических лиц в банках Российской Федерации
Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» от 23 декабря 2003 г., М177-ФЗ направлен на защиту интересов вкладчиков банка, укрепление доверия к банковской системе и привлечение сбережений населения в банковскую систему. Этот Закон устанавливает правовые, финансовые и органи ...