Банк России осуществляет постоянный мониторинг за состоянием внутреннего контроля в коммерческих банках. В составе годового отчета банк обязан представить по отдельной форме полную информацию о службе внутреннего контроля и показателях оценки ее деятельности.
Деятельность службы внутреннего контроля оценивается по набору показателей, характеризующих организацию работы в банке, и наличию регулирующих внутрибанковских документов. К ним относятся документы, определяющие:
Процедуры принятия решений;
Распределение функций и полномочий между подразделениями и сотрудниками банка;
Политику банка при проведении операций по привлечению и размещению средств;
Требования по регламентации операций на финансовых рынках;
Деятельность службы внутреннего контроля.
В годовой отчетности банк должен также сообщать о наличии внутрибанковских положений о порядке открытия и обслуживания счетов клиентов, распределении доступа пользователей к осуществлению операций в программном обеспечении, а также к базам данных в компьютерных системах.
Банк России получает также регулярную информацию о наличии должностных инструкций для всех штатных должностей в банке, организации внутрибанковского контроля за состоянием информационной системы банка и ее безопасностью.
В годовой отчетности отдельно приводится информация о внутреннем контроле за рисками банковской деятельности. Банк сообщает о наличии разработанных и внедренных систем оценки кредитов и кредитоспособности клиентов, а также о наличии систем оценки других рисков, принимаемых на себя банком. При этом указывается конкретное количество и суммы выявленных службою внутреннего контроля нарушений при оформлении просроченной задолженности.
Кроме сведений, приводимых в годовой отчетности, Банк России может запрашивать у банка отчет о состоянии внутреннего контроля за определенный период их деятельности, а также любую иную информацию по вопросам компетенции службы внутреннего контроля.
В соответствии с Положением о внутреннем контроле банк обязан в трехдневный срок уведомлять территориальное учреждение Банка России о всех существенных изменениях системы внутреннего контроля и освобождении от должности руководителя службы внутреннего контроля. Кроме того, учреждения Банка России вправе самостоятельно проводить проверки как состояния внутреннего контроля, так и работы службы внутреннего контроля в банках. При проведении проверок кредитных организаций может осуществляться проверка системы внутреннего контроля в целом и отдельных операций (процедур) на предмет получения подтверждения:
Соблюдения внутренних методик, программ, правил, порядков и процедур, а также установления лимитов;
Достоверности, полноты и объективности систем учета и отчетности, сбора, обработки и хранения иных сведений в соответствии с законодательством РФ;
Надежности установленных и применяемых банком отдельных способов контроля.
Определенную информацию по этим вопросам они получают и из аудиторских отчетов.
По результатам анализа отчетности и материалов проверок Банк России при необходимости направляет банку предписание с требованием о проведении внутреннего контроля в соответствии с установленными нормативными требованиями, изложенными выше. В случае невыполнения в установленный срок требований об устранении нарушений Банк России вправе применять санкции в порядке, установленном действующим банковским законодательством. Одновременно Банк России разрабатывает и издает указания по регламентации операций банка, устанавливающего конкретный порядок организации внутреннего контроля на соответствующих рынках.
Еще по теме:
Анализ активов и пассивов кредитной организации
Баланс банка относится к основным формам бухгалтерского учета. Баланс банка составляется согласно учетной политики, в рамках которой подлежит обязательному утверждению руководителем кредитной организации: 1. Рабочий план счетов бухгалтерского учета кредитной организации. 2. Формы первичных учетных ...
Доходы и расходы банка. Прибыль и ее распределение
К доходам от банковских операций относятся, доходы: 1) в виде процентов от размещения от своего имени и за свой счет привлеченных банком денежных средств клиентов; 2) от открытия и ведения банковских счетов клиентов, в том числе банков-корреспондентов и осуществления расчетов по их поручению; 3) от ...
Основные этапы развития страхования в условиях рыночных отношений
В условиях капиталистического способа производства страхование приобретает коммерческий характер, его целью становится получение прибыли. История развития страховых отношений в это время может быть разделена на три этапа: 1 этап начинается в середине XIV века и продолжается до конца XVII столетия, ...