Одно из основных направлений анализа состояния заемщика при оценке его кредитоспособности — финансовый анализ.
Различные аспекты финансового анализа как определенная система находят свое отражение во множестве методик оценки качества потенциальных заемщиков, применяемых банками. Анализ финансового состояния заемщика представляет собой наиболее весомую характеристику его кредитоспособности, о чем свидетельствует значительное число используемых отечественных и зарубежных методик оценки кредитоспособности.[6]
Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.
Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии.
Финансовое состояние предприятия зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. И наоборот, в результате недовыполнения плана по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие — ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности. [7]
Главная цель анализа - своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.
Наиболее общее представление об имевших место качественных изменениях в структуре средств и их источников, а также динамике этих изменений можно получить с помощью вертикального и горизонтального анализа отчетности.
Цель горизонтального и вертикального анализа финансовой отчетности состоит в том, чтобы наглядно представить изменения, произошедшие в основных статьях баланса, отчета о прибыли и отчета о денежных средствах и помочь менеджерам компании принять решение в отношении того, каким образом продолжать свою деятельность.[8]
Следующим этапом анализа финансового состояния предприятия является расчет финансовых коэффициентов. Наибольшее распространение в практике российских коммерческих банков получила система финансовых коэффициентов, которая делится на четыре основных группы: коэффициенты ликвидности, коэффициенты финансовой независимости, коэффициенты оборачиваемости, коэффициенты рентабельности.
Рассмотрим коэффициенты ликвидности, применяемые большинством российских коммерческих банков, при оценке кредитоспособности заемщика.
Коэффициент абсолютной ликвидности является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия и показывает, какая часть краткосрочных долговых обязательств может быть при необходимости погашена за счет имеющихся денежных средств и высоколиквидных финансовых вложений:
Денежные средства (стр.260) + Краткосрочные финансовые вложения (стр.250) |
(1) |
Краткосрочные обязательства (стр.690) – (стр.640 + стр. 650) |
Еще по теме:
История развития депозитного рынка страны
Депозитный рынок в Казахстане формируется, постоянно претерпевая не только количественные, но и качественные изменения. О рынке сбережений и накоплений в целом можно говорить только с середины 1994 года: именно в этот период появились реальные условия для накопления. Как раз в это время произошла о ...
Обеспечение по страхованию при несчастных случаях на производстве
1) в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем и выплачиваемого за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 2) в виде страховых выплат: - единовременной страховой выплаты з ...
Современные виды кредитования коммерческих банков
За последний год в России буквально из ничего появился рынок кредитных карт. Для рядового потребителя это куда более важное событие, чем появление десять лет назад самого рынка пластиковых карт. Внешне от карточек, появившихся в России тогда появляющиеся сейчас кредитные карты почти не отличить. Од ...