Экономическая природа платежного оборота

Банковское дело » Современное состояние рынка пластиковых карт » Экономическая природа платежного оборота

Страница 1

Пластиковая карта – это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий владельцу возможность безналичной оплаты товаров и услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах). Принимающие карточку предприятия и отделения банков образуют сеть точек обслуживания карточки (или приемную сеть). Банковская карточка – понятие для нашей страны еще новое, а поэтому многие до конца не понимают, что же это такое. Одни говорят о кредитных карточках, другие называют их банковские, третьи – пластиковыми. Однако это далеко не одно и то же.

Скажем, пластиковые карточки называются так из-за материала, из которого они изготовлены. Называя их банковскими, уточняем, кто их эмитирует, т.е. выпускает, их выпускает банк, потому они и называются банковскими. А когда заходит речь о кредитных картах, то подразумевается схема расчетов между держателем карточки и эмитентом.

Считается, что первыми возникли именно кредитные карточки.

Идею кредитной карточки первым выдвинул Эдуард Беллами (Edward Bellamy) в книге "Взгляд в прошлое: 2000--1887" (Looking Backwards: 2000--1887), а первые попытки практического внедрения кредитных карточек из картона делались в США еще в 1920-е гг. предприятиями розничной торговли и нефтяными компаниями. Картонные карточки были недолговечными, поэтому десятилетием спустя начали появляться первые металлические, а затем и пластиковые карточки с тиснением (рельефной печатью). Их обслуживание можно было частично автоматизировать, используя оттиски с вытисненных символов и перенося информацию с карточки на заранее отпечатанные чеки (слипы).

В послевоенные годы появились пластиковые кредитные карточки, которые стали использоваться при покупке бензина и автомобилей, авиабилетов и холодильников и др. В 1958 г. фирма American Express выпустила кредитные "карточки для богатых", и в том же году кредитные карточки пришли, наконец, в банковский мир. Первым эмитентом стал Bank of America из Сан-Франциско, приступивший к выпуску карточек BankAmeriсard. До середины шестидесятых годов система BankAmeriсard была монополистом в этой сфере банковской деятельности, предоставляя на договорной основе свои услуги и другим банкам. Затем чуть ли не все банки США бросились выпускать собственные кредитные карточки. Начался настоящий хаос, в результате которого банки понесли убытки в сотни миллионов долларов. Однако постепенно выкристаллизовались два центра: система Bank of America, впоследствии преобразованная в многоэмитентную систему с широко известным названием Visa, и банковское объединение, получившее после ряда переименований название Mastercard. Не последнюю роль в преодолении хаоса сыграл бурный рост возможностей вычислительной техники и программного обеспечения, благодаря которому удалось создать эффективную автоматизированную систему взаиморасчетов.

Однако такой авторитетный исследователь банковского дела, как Льюис Мэнделл, считает что первой массовой платежной карточной системой стала Diners Club (Дайнерс Клаб ) созданная в 1949 году. В 1950-е годы свыше 100 американских банков начали свои программы кредитных карточек. Именно эта особенность позволила стать Diners Club первой массовой универсальной картой. Впервые возникает посредническая организация, берущая на себя проведение расчетов между клиентами и предприятиями торговли. Всего за год работы компания заключила договоры с 285 коммерческими точками и 35 тысячами держателями карт, с которых взималось 3 доллара в год. Уже в 1951 году годовой оборот составил 6,2 млн. долларов, а чистая прибыль — 61222 доллара. В 1952–1953 годах карточки Diners Club появились в Великобритании, Канаде, Мексике, Кубе.

В шестидесятые же годы появились пластиковые карточки с магнитной полосой, несущей информацию "магнитные карточки", а для обслуживания таких карточек с использованием этой информации были созданы интеллектуальные электронные терминалы, размещаемые в магазинах и на предприятиях сферы услуг. Немного позднее появились банкоматы для выдачи купюр и монет. Удобство этих устройств привлекло к ним клиентов, число которых стало быстро расти, что привело даже к созданию специальных банкоматных карточек без рельефной печати, например Visa Electron для обслуживания в банкоматах и в торговых терминалах и Visa Plus для обслуживания только в банкоматах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Страхование вкладов физических лиц в банках Российской Федерации
Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» от 23 декабря 2003 г., М177-ФЗ направлен на защиту интересов вкладчиков банка, укрепление доверия к банковской системе и привлечение сбережений населения в банковскую систему. Этот Закон устанавливает правовые, финансовые и органи ...

Страхование рисков
Страхование риска - это ответственности за определенные риски страховой компании. Так, при глубокой реконструкции, крупного промышленного предприятия могут быть использованы два основных способа страхования; имущественное страхование; страхование от несчастных случаев. Имущественное страхование - с ...

Предпринимательский риск и методы его страхования
Принято считать, что предприниматель - это человек рисковый, азартный, поскольку "кто не рискует, тот не пьет шампанского!". Это не совсем так, вернее, совсем не так: грамотный предприниматель всемирно избегает рискованных ситуаций, просчитывает возможные последствия от принятых решений, ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.stablebank.ru